
Надежда Кириловна - один из неформальных лидеров русскоговорящего общества в Помории. Ее одинаково уважают и болгары, и россияне в квартале „Новое соленое озеро”, более известный как „Малая Москва”.
Надежда с удовольствием рассказала читателям „Бургасского репортера” о причинах именно Поморие стать ее домом.
-Почему вы в Болгарии?
-Я из Петербурга, но поняла, что там не могу жить по состоянию здоровья. И было понятно, что к выходу на пенсию мы можем переехать на более комфортный климат. Врачи выслали маму в более южные места. Тогда я задумалась. Сначала хотела в Испанию. Испания очень цивилизована, хорошая страна, все прекрасно, но в Испании для нас, северян, в июле и августе нереально жить. А Болгария по климату нам подходит гораздо больше. Для меня принципиально было необходимо наличие моря. Я человек-рыбка, я много плаваю, поэтому мне нужна была страна, где комфортно можно жить летом и плавать, потому что там, где нет моря, для меня там не совсем комфортно. В Испании хорошо, но мне было нужно море. Поэтому я выбрала Болгарию. Не было никого знакомого, кто здесь жил, но я объехала много стран, а в Болгарии... ничего там не было, не знала, но вот я прехала и сделала правильный выбор.
-Когда это случилось?
-В восьмом году.
-Какой был первый шаг?
-Первый шаг был такой – я пошла на выставку в Петербурге, посмотрела варианты, которые предлагают, потом через пару недель приехала сюда, приехала на неделю. За семь дней у меня были шесть перелетов и трансфер по всему побережью туда и обратно. Петербург-Москва, Москва-София, София-Варна. Сначала я два дня прожила в Варне, в Золотых песках, потом я переехала в Несебр, мне показали эту середнюю часть, потом приехала в Бургас, посмотрела южную часть. Почему выбрала Поморье? Здесь люди разговаривали об экологии, экология очень хорошая, язык настолько понятен, что если человек говорит медленно, даже без особой подготовки разобраться можно. Если люди хотят друг друга понять, то русские и болгары всегда друг друга поймут. Отношение к русским позитивное, недорогая страна, это тоже существенно, продукты очень хорошие. Чем старше становимся, тем более мы задумываемся о здоровье. Я прошла по всему побережью и поняла, что горы здесь задерживают ветер. А северное побережье – там прохладнее. Золотые пески очень близки к горам, они подходят к воде, там влажность больше. Я уже смотрела эту сторону. А здесь вот что выбирала – жить на полуострове - думала, что это более экологически чистый вариант, т.е. это были Несебр, Поморие, Созополь. Исходя из этого, купить в Несебре, в старом городе это никак нельзя, в Созополе – это красивое место, но с пляжами – они в новом городе, а в старом гроде нет. А в Помории тогда не было такого строительства. Громадное. Правда, на тот момент непонятно зачем такое громадное строительство. В восьмом году, когда я приходила, просила показать мне варианты двухкомнатных квартир, а у них нечего было показывать. Один, два, три варианта – во всем городе. Выбора не было. На сегодняшний день продаются кучи квартир, огромное количество. Но тогда воообще ничего не было, даже в проекте.
В Помории существенную роль сыграли грязь и озеро. По составу грязь близка к Мертвому морю. Как постарше становится человек, суставы вынашиваются и это необходимо. А отдыхать и лечиться одновременно – это был последний пункт за то, что выбрала Поморие.
-Сколько времени вы здесь?
-Ну, уже четыре года, пятый сезон.
-Что случилось? Есть ли у вас болгарские друзья, как местные люди принали вас?
-Местные приняли нас очень хорошо. Когда мы приехали, русских было очень мало – мы приехали летом, а в октябре нас было всего 12 человек. В восьмом году нас было 12.
-И все вы были знакомы?
-Естественно, когда на улице слышали русскую речь, сразу останавливали, спрашивали „откуда вы, как вас зовут, долго ли вы здесь живете”. И мы сразу объединились в такое сообщество. Специально оно нигде не регистрировано, но у одной из наших дам был офис, где мы собирались. Неофициально я президент русского общества, когда появилось общество русофилов, я и его возглавляла. В начале, когда еще ничего не было, нам очень необходимо было объединяться, потому что любые вопросы, которые возникали у одного, они проникали и у другого. Трудно было с продуктами – выбор был большой, магазинов много,
-А сейчас сколько членов в вашем сообществе?
-Практически мы сейчас не собираемся, у нас нет офиса. Летом каждый занят, родственники, которые приезжают, привозят внуков, поэтому на лето у каждого свои дела. Чтобы было общество, должно собирать членские взносы, проводить какие-то мероприятия. А люди меняются – сегодня одни, завтра – другие. Кто-то приезжает раньше, кто-то позже. Если бы здесь люди работали и жили постоянно, как в Бургасе - и там есть общество, и там встречаются постоянно, а мы здесь сейчас не ставим цель собираться. Основно сообщество русофилов собирается и отмечаем праздники – и День победы, День независимости России, все русские праздники, полагаем венки, цветы – поморийцы чтут память тех, кто погиб здесь. Там есть памятник русским солдатам, памятник генералу Гурко в Бургасе...
-А квартал „Малая Москва” – что это, в нем живут много русскоговорящих?
-Я расскажу вам что случилось на самом деле. Водитель машины остановил мою знакомую, спросил что-то. Она не поняла, подумала, что он спрашивает откуда проехать. Тогда она попросила что он повторил помедленнее, и тогда моя знакомая поняла о чем спрашивает ее болгарский водитель. Ну, вообще – в Москве или в Помории – нет разницы.
Коментари