
Один год без мяса, птицы, рыбы, сыров, молока, фруктов и овощей из Европы и США. Что он принесет России? Как отразятся продуктовые санкции Москвы на кошельке рядового россиянина? На эти вопросы мы постараемся ответить в данном материале.
Немного цифр
Совершенно ясно, что в плане продовольственной безопасности РФ образца 2014 года уже значительно отличается от той же страны образца года 2000-го. По зерну, сахару, растительному маслу и картофелю Россия обеспечивает себя полностью. По мясу и мясопродуктам – на 77,5%, по рыбной продукции – на 78,2%, по молоку и молокопродуктам – на 76,6%. И это все несмотря на то, что за все эти годы государство и правительство делало для села и сельхозпроизводителей ничтожно мало.
Но все-таки проблемы есть. И, прежде всего, с натуральным молоком. Его производится явно недостаточно. Отсюда – закупки сухого. Здесь основные поставщики ЕС, Украина и Китай. Доля ЕС – 60%. Именно поставки сухого молока позволяют России обеспечивать себя на упоминавшиеся уже выше 76,6% цельномолочными продуктами (собственно молоко, йогурты, кефиры и т.д.).
А вот, допустим, со сливочным маслом – уже хуже. Россия импортирует 30%. Но здесь основной поставщик Новая Зеландия, которая под санкции не попадает. Да и Беларусь – в резерве Кремля. У нее большие запасы по данной позиции. Хотя, они вряд ли понадобятся. Экономические проблемы России, сокращение доходов населения, инфляция – все это ведет к тому, что большая часть россиян сейчас отказывается от употребления масла. Народ переходит на более дешевый маслосодержащий продукт. То есть – на маргарин.
Есть проблемы и с сырами. Тут доля импорта - 35%. Главные поставщики – Прибалтика, Беларусь и Украина (бюджетный, массовый сегмент), Франция, Италия, Германия (деликатесные сыры). Бюджетный сыр – это 85% общего потребления. И доля его будет расти, опять же в связи с тем, что доходы россиян тают и население переориентируется на более дешевые продукты питания. Украина и страны Балтии выпали из гонки за российским потребителем. Хватит ли мощностей Белоруссии, чтобы закрыть эту брешь? Большой вопрос.
Теперь о фруктах и овощах. Зимой их доля в российском импорте достигает 70-80%. Летом, когда на прилавках появляются отечественные аналоги – падает до 30%. То есть, потенциал обеспечить себя самостоятельно за счет внутренних резервов у страны есть. Но вот с реализацией его – приходится туговато. Прежде всего, из-за того, что с сельским хозяйством, как уже говорилось выше, не все так радужно, как кажется из Кремля. Придется думать о новых поставщиках, перестраивать логистику поставок.
Будем бить рублем! Но вот кого?
Самый популярный анекдот последних месяцев в России: «В ответ на санкции США и ЕС мы приняли решение - бомбить город Воронеж!». Что ждет россиян в связи с продуктовыми санкциями Кремля? Чьи кошельки пострадают больше – европейские или российские?
Русская народная примета гласит: «Если правительство говорит, что роста цен не будет – жди подорожания». И не обманывает. Небольшой пример. В феврале Россия прекратила импорт свинины из стран Евросоюза. Сославшись на угрозу распространения африканской чумы свиней. В результате, к настоящему времени цены на свинину в магазинах выросли на 20%, а на птицу – на 15%. И по прогнозам – рост продолжится.
Другой тревожный звоночек. Компания «Русское море», которая принадлежит семейству личного друга Владимира Путина – Геннадия Тимченко, является абсолютным монополистом на российском рынке торговли норвежским лососем. Другого лосося в России просто нет. Буквально на днях в Интернет просочилась информация о том, что поставки из Норвегии все же будут. И что дистрибьюторам красной норвежской рыбы уже разосланы… новые прайс-листы, с ценниками в два раза выше прежних! В «Русском море» эту информацию тут же опровергли. Но сомнения все-таки остались.
Общий объем российских санкций в денежном выражении составляет 11-12 миллиардов евро. Для ЕС, с его ВВП в десятки раз превышающим российский, это капля в море. Европейские фермеры и производители, конечно, понервничают. Но успокоятся, как только получат от Брюсселя компенсации за свои убытки. А потом переориентируются на другие рынки.
России же придется потратить эти деньги на закупку аналогичных продуктов в других местах, да еще прибавить к ним энную сумму на перестройку логистических цепочек. Поэтому уже сейчас экономисты говорят о том, что санкции разгонят внутреннюю инфляцию на 1-3%.
Коррупция, коррупция, коррупция…
Другой момент. С экранов российских телевизоров населению говорят о том, что все эти продуктовые меры, наконец, дадут России возможность развивать собственное производство. Публика кричит «Ура!» и бросает в воздух чепчики. Но телекомментаторы как-то забывают напомнить, что срок действия наших санкций ограничен одним годом или сроком действия санкций ЕС и США. После чего – неизвестно что еще будет. Поэтому вполне законен вопрос: а имеет ли смысл инвесторам вкладывать средства в создание новых мощностей, если через год через границу опять пойдет поток дешевой и вполне себе качественной продукции?
Еще один нюанс. Коррупционная составляющая. Подсчитано: для того, чтобы товар попал на полку магазина, (особенно крупного, сетевого) поставщик или производитель «заносит» только менеджеру низового звена компании-продавца сумму от 2000 долларов и выше, а потом еще ежемесячно его «стимулирует». Предложение превышает спрос, и у каждого такого менеджера существует свой «лист ожидания». Что уж говорить о контактах на высшем уровне компаний и о крупных госпроектах, в рамках которых чиновники и подрядчики «пилят» средства. А ведь санкции – это по сути такой госпроект с бюджетом в 11-12 миллиардов евро. Все мы прекрасно помним, насколько высока была коррупционная составляющая Олимпиады в Сочи и саммита АТЭС во Владивостоке. Даже в лондонском Высоком Суде уже выучили русское слово «откат». Его величина по России может достигать 50% от суммы контракта. Так что, пока российское крестьянство будет наращивать объемы производства, пустые места на полках и прилавках уже займут товары тех поставщиков и тех стран, у кого с количеством и «откатами» на любых, даже самых высоких уровнях, проблем нет. И опять же – цены вырастут. За счет коррупционных расходов.
Таможенный союз, как форпост ЕС
Правительство, конечно, свято клянется контролировать магазины и не допустить скачка цен. Но, опять же, верится слабо. Потому, что разговоры об этом ведутся давно, показательных акций с выездом Дмитрия Медведева и Владимира Путина в ближайший супермаркет и публичной, на телекамеры, «поркой» его владельцев было уже несколько, а еда как дорожала, так и продолжает дорожать.
Кстати, поставщикам из ЕС и США стоит не паниковать, а повнимательней приглядеться к ситуации. Тут же, невооруженным глазом обнаруживается одна лазейка - Таможенный союз. И Беларусь с Казахстаном. Они-то никаких санкций не вводили. Более того – достаточно определенно заняли сторону Европы и Америки в ситуации с Украиной. А стало быть, вполне могут стать перевалочным пунктом для поставок запрещенных Россией к ввозу европейских и американских продовольственных товаров. Закупать, допустим, у Польши ее яблоки и перепродавать их РФ уже как свои собственные. И Москва ничего не сможет с этим поделать. Лукашенко и Назарбаев давно уже доказали всему миру – они крепкие политические орешки. Подписание Россией сильно усеченного по всем параметрам в пользу Беларуси и Казахстана соглашения о Таможенном союзе – яркий тому пример. Казахи и белорусы жестко блюдут только свою выгоду. Ну, и опять же, платить за это придется в конечном итоге рядовому россиянину. Потому что, еды русские все-таки хотят. Как и все люди на планете Земля.
Владимир Медведев, Москва
Коментари