06 март 2012 2012-03-06 2016-12-24

Burgas Reporter Ltd.

Причина появления „Арабской весны"

  [caption id="attachment_1377" align="alignleft" width="300" caption="Зияд Ель Масри"]Зияд Ель Масри[/caption] Какая причина появления „Арабской весны”, которая сорвала деспотичные режимы в некоторых арабских государств? Соществует ли опасность для Болгарии  в вовлекание в региональный военный конфликт? Какие шансы нашей страны установить взаимовыгодные контакты с новыми арабсками демокрациями? „Бургаский репортер” познакомит вас с анализом Зияда Эл Масри – председателя Болгаро-арабской ассоциации. Г-н Масри, как толковать события, революции и общественные катаклизмы,  сопровождающие „Арабскую весну”. Как результатом внешнего вторжения или внутренних процессов во всех этих государств? То, что происходит в настоящий момент в Арабском мире нельзя рассматривать как произшедшее в настоящий момент, а искать его корни в прошлом. Эти события результатом накопленных проблемов в прошлом. Называть их революцию, восстание или „арабской весны”, они наступили из-за накопления многих негативов в течение год, истории. Арабскиий мир был „красная кнопка”, сильно нажатая, которая показала настоящую проблему всему миру. Это проблема относящаяся к всему миру. Речь идет не о петроля, об американском или другом вторжением, которое вызвало эти восстания. Ничего общего. Все произошло от того, что народ решил так случиться. Очень просто. Позвольте вернуться 120 лет тому назад или во время Парижской Коммуны. Тогда народ озверел оказанного давления, налогов, голода и поднял революцию против управляющих, потребовал перемену. Этим образом дано новое направление, новый идеал людям мира. В начале 20-ого века такие процессы происходят в многих странах, где управляют монархии. Народы уже поняли, что могут переменить что-нибудь. Доходим до 1917 год, когда в Русии Октябрьская революция свергнула императора и выдвинула Ленина и комунистов во власть. Вам известно, что после Первой мировой войны вспыхнул мировой экономический кризис, биржи и банки в США рухнут, предприятия фалируют, существует безработица и голод. То же самое и в Германии, которая потеряла войну. Европа в хаос. Где то в этот период и двадцати лет тому  назад утвердились одновременно три идеала общественного строя, три системы. Пусть назвать их „трое братья”. Один из братьев это капитализм, второй брат – коммунизм, а третий – фашизм. Фашисты были в Германии и Италии, коммунисты – в России, а капиталисты как пример мировой силы – в США. Проблемы „троех братьев” вызвали начало Второй мировой войны, но после того один из „братьев” погибает или прямо сказать убит, т. е. фашизм уничтожен. И так остались две силы, два братья – капитализм и коммунизм.  Но уже в Европе много государства пошли по пути коммунизма. В этот момент возвращаемся сново к вашему вопросу о событиях в арабских странах, так как именно здесь связь. Жизнь арабсково мира немножко как будто в капсуле из-за религии, она исключительно важна для людей. Поэтому они не могут принять вполне философию коммунизма, отрицающая существование Бога. В то же время не могут принять в 100 % и капитализм, потому что в нем отсутствует социальный элемент. И что получается на практике. В арабских государствах устанавливается „микс”, новую систему с элементами двух великих общественный систем. От коммунизма взяты вечность управления, т. е. монарх или президент управляет на всю жизнь, даже и его дети после него. В то же время осталась возможност людям развивать бизнес, т.е. от капитализма приняли рыночные отношения. Поэтому можем сказать, что араби знают очень хорошо две системы – коммунизм и капитализм. Все это продолжается до 1990 года, когда „второй брат” коммунизм умирает из-за старости, болести, истощения или может быть его „убил” „первый брат”. И наконец остался капитализм. Однако и этот „брат” уже был в пожилой возрости. Никто в Европе не обратил внимание на то, бывшие социалистические государства смотрели на коммунизм с плохой стороны, а думали, что в системе капитализма все лучше. Думали, что находятся во время 1939 г. Никто не сделал вывод, что и это време уже остарелое и испорченное. Наверно вы помните, что и здесь в Болгарии мы заложили на капитализм. Араби тоже заложили на единственно оставшийся живой „брат”, думая, что он может идти и жить. Ну, жил еще 20 лет и дошли до 2008 г. Тогда и капитализм умер. Произошло банкротство банк, государств, рушились борсы в США. Брат умер. Факт. Самое большое доказательство о его смерти это мы, здесь в Болгарии. Мы не поняли, что он уже на смертном одре и на командное дыхание, и после 20 лет в этой системе мы не нашли правильного решения, не дошли до ничего, и накопили только долг. Двадцать лет тому назад болгары были только бедными, а теперь они бедные, но и с кредитами. И так, после смерти последнего брата арабский мир уже потерял все. Тогда уже не осталась база, на которой воздвинуть управление государств. Тогда уже люди потребовали алтернативу, перемену. Это не имеет ничего общего с американцами. США были самые удивленные случившегося в арабских государств. Всущности они были самые большие поддержники этих тоталитарных режимов в арабском мире под предлогом, что их потеря приведет к террору, к хаосу. И американцы, европейцы... нельзя забывать и Францию, которая до конца помагала властям в Тунис, чтобы не сдалась и не была заменена некоторым придуманным агрессивным группировкам. Подумайте, случайно ли это, что когда обрушился режим президента Туниса в оставке вышел и внешний министр Франции. Они помагали ему все время. Так все поняли, что произошла большая ошибка. Это не было восстание только против президента арабского государства. Когда начались события в Египет, а это государство было самый большой союзник США  в арабском мире, американцы бъли удивленными. Они поддерживали долгое время режим Хосни Мубарака, но когда поняли, что это воля народа, подкрепили его. То же самое получилось и в Либии. Кто ли не целовал руку Кадафи – американцы, французы, англичане, италианцы, но потом поняли, что воля народа другая. Всему миру стало ясно, что надо искать что то другое. „Арабская весна” носит послание, дает красный сигнал, что вес мир в хаосе, нет команды, нет действующей общественной, икономической и политической системы. Существует ли опасность чтобы из этого хаоса родиться какая то общественная модель в арабском мире, которая не нравится никому. Авторитарная и деспотичная модель управления... Нет, нет, нет. Это уже прошло. Почему не посмотрите на Европу. Здесь тоже хаос. Смотрите, в Греции, Испании, Португалии, Италии и в Исландии. Там тоже хаос. В арабском мире все бывает более агрессивно, так как там есть вмешательство военной машины, чтобы потушить недоволство людей. Смотрите, и у Белого дома в США митинги, протесты. Хаос везде. Не страшно кто будет управлять в арабских государствах, а более страшен вопрос „Куда идет мир” . До начала нашего разговора вы спросили меня о Китая. Поймите, что система Китая не хороша. Это государство воспользовалось смерти коммунизма и тяжело больного капитализма. Двадцать лет они были на плечах этих общественных систем и заняли эту нишу. Так они завладели весь мир и создали некоторые „придуманные” базары, но эта система не идеальна, не хороша для людей. Там существует экономика и деньги, но люде тоже бедные, угнетенные, уничтоженные, какие у них права? Китайской модели вообще нельзя применить в Европе. Не идет. Политические потрясения уже обхватают и другие государства арабского мира. В Сирии события просто эскалируют. Считаете ли, что они могут довести до разрушения власти там? В Сирии дела исключительно сложные, так как это государство, которое находится в очень горячую точку. Я бы сравнил происшедшее там с большой тяжелой дверью, петли которой упали. Вы знаете, что Сирия самый большой союзник Ирана. В то же время поддерживает много группировок как Хизбула и другие террористические организации, а 80 % населения суниты, 10 % алеуты, к этому этносу принадлежит и президент Асад. Там существует страх, что в случае гражданской войны Сирия должна сделать выбор с кем быть. В ислямском мире соществуют две силы, которые хотят доминировать в арабском мире. Одна из них эта Турция, которая желает быть лидером арабов своим моделем светского государства. Другая сила ето Иран, где основной этнос шиити. В их културе, традиции и способ жизни агресия играет большую роль. Сирия в середине этый двух сил. В настящий момент турки помагают бунтовникам оружием, пищей и медикаментами. В то же время Иран помагает властью президента Башара Ал Асад. И в данный момент это может довести до что то катастрофальное, не хочу говорить о мировом конфликте, но до большого регионального проблема, от которого Болгария никак не далеко. Вы видите, что визит в Болгарии государственного секретаря США Хилари Клинтън протекла в продолжение несколько часов. Вообще ее не интересовали нито икономика, нито что то другого. Вместе с ней в делегации было большое число военныых, чтобы сделать какуюто стратегию, если случайно что-то случиться, так как Болгария не далеко от конфликта. Реально между Болгарии и Сирии стоит только Турция. Поэтому сирийская проблема что то разное от происшедшего в других арабских государствах. Мы надеемся, что настоящий президент уйдет поскорее и все будет спокойнее. Если он „уйдет”, имеет ли значение к какой силой в ислямском мире ориентируется будущий президент правительства Сирии? 100 % уверен, что если Башар Ал Асад уйдет от власти, государство ориентируется к Турции, к евпейской модели. Если останется, это значит, что на 100 % ориентируется к Ирану. Тогда  действительно Сирия будет база, опасная для Европы. Молодые люди мнозинство в арабском мире. Обвязаны ли они в большом случае с религией или как свои ровесники во всем мире хотят свободу, возможность ездить и учиться везде? Вы знаете этот стереотип – мюсюльманские братья,  джихат, муджахидини -  они угроза для християнского мира...   Ислям не проповедует агресию. Пусть отделить религию от традиции. Арабы очень придерживаются к традициям. Религия неотделимая их мира, но религия никогда не была причиной для агрессии. Основная религия ислям никогда не желала агресию, вторжения, даже наоборот. События 11 сентября 2001 г. в США  не связаны религией, а сектами. А разве в християнстве нет секты? В США есть такие, которые отдельные, вооруженые, у них лагеря, стреляют и убивают. Секта, это не значит религия, это не значит, что християны плохо  смотрят на мюсюльманы. То же самое относится и для исляма. Нет страха от исляма. Он не то, что может угрозить людей. Надо бояться от того, что арабский мир был разрушен такими сектами больше всего, чем европейскими государствами например. Молодой араб требует мира, спокойсквия, демокрации. Не желает гнета. Хочет использовать интернет. Люди там требуют свободу. Хочет пойти в мечеть, но чтобы мог идти и на бар. В арабском мире есть бар, дискотеки для молодых людей. Они используют интернет, у них сайты как у всех остальных людей. Конечно, религия это что-то персональное. Верующий человек есть верующий человек. Если вы думаете, че все арабы верующие, могу сказать вам, что вы ошибаетесь. В арабском мире существуют больше пьяницы и алкоголисты, чем даже у европейцев, но это не означает, что в арабском мире существует алкоголизм. В каждом мире есть такие люди и арабы не некоторые люди с другой планеты. И они люди, и у них есть плохие и добрые. Хорошо то, что молодые арабы думают позитивно и для них нет разницы ты иностранец ли или у тебя другая религия. Самое большое доказательство это, что в арабском мире есть много християне арабы. Много веков они живут там своими церквами, праздниками, нет проблема.   [caption id="attachment_1378" align="alignleft" width="300" caption="Зияд ель Масри: Европе нельзя бояться ислямом"]Масри[/caption] Европе нельзя бояться ислямом. Надо понять психика арабов. Они хотят достойное отношение. Европа должна показать арабам, что они достойные люди, так как они желают свободы, демокрации и равноправия. В продолжение 40 лет определенные режимы оказывали давление, уничтожали их самочувствие как люди. Они бедные, а арабский мир очень богатый. 5 % живут хорошо, а остальные – в мизерию.                          Думаете ли вы, что события необратимы и молодые арабы уже не согласны жить при деспотическими монархиями, тоталитарными режимами и требуют демокрацию. Думаете ли вы, что „арабская весна” обхватит всех государствах этого региона? Это как игра домино, толкнет все. „Арабская весна” не остановится только у Сирии. Она продолжится и обхватит Саудитской Арабии, Катара, Йордании, всего арабского мира. Это вопрос время. А нельзя забывать, что это что-то очень молодое. Этот процес с декабря 2010 г., а управляющие режимы с 40-50 лет держут власть и управляли танками, оружиями и вертолетами. Эти режимы рухнули и молодые люди не хотели бы сново быть в тюрьмах, быть угнетенными этими режимами. Назад пути нет. Европа должна знать, что как она помогла восточноевропейским государствам, так и она должна делать программы для арабского мира, должна ему помочь, чтобы люди там знали, что и они гражданы, что у них в праве голосовать, что они не мишень, что человеку нельзя быть угнетеным  некоторым  маленьким государственным служавщем, что у него права заменить конституции,  знать, что мир открытый для всех, без разницы, что у каждого право иметь свою веру, религию, и когда Европа и США понят психику арабов и протянут им руку, завоюют доверие 400 млн. человек, добытся новых рынках и новых друзей. Каков шанс Болгарии и болгарского бизнеса в этой ситуации? Как ассоциация мы не перестали быть в контакте с этими государствами. Они проявляют интерес к Болгарию и принимают ее добронамеренно. Знаете, что недавно футбольную команду ЦСКА  пригласили в Либию на футбольный матч, премиер был в Тунисе. Арабы настроены очень позитивно к болгарам, так как у нас много общие черты и традиции.  Все таки Балканы не далеко от арабов по степени умственного развития человека, образу мысли. Много лет болгары работали в Ираке, в Египте, в Мароко, в Тунисе, в Либии, в многих других государствах. Это шанс для Болгарии использовать этих контактов, считаться с организациями как наша ассоциация, чтобы не терялись возможности и не повторитлась ситуация 90-ых год, когда потеряли русский рынок. Я надеюсь, что люди здесь думают трезво и смотрят на арабские страны как  на богатый рынок, чтобы не повторяли старые ошибки. Я готов вместе с моими партнерами работать для создания отношения с арабским миром, подготавливать визиты делегации и вообще шансы Болгарии в этом направлении очень большие, в отличие от других европейских государств. Вы раньше провели болгаро-арабский экономический форум. Будет ли продолжение? Мы провели этот форум в ноябре 2010 г., а „арабская весна” началась в декабре 2010 г. Дела замедлились. Однако мы сохранили эти контакты и всу идею.  Мы поддерживаем связь с этими бизнесменами и у них большие амбиции и проекты. Летом сново проведем большой семинар, когда в Болгарию будут прибывать большинство серьеозные компании из Египта, Туниса и других государствах. Они нуждаются в помощи, партнерства с институциями, с нашими фирмами, консультантами для много деятельности и сфер.  Я надеюсь, что мы сново протянем руку арабскому миру при помощью болгарских фирм в разных отраслях. Тогда можем вернуть арабов в Болгарии, чтобы приезжали и как туристы. Они настроены очень позитивно к Болгарию, они знают, что болгары гостеприимные люди. В общем, если успеем развивать эти связи и обе государства будут очень счастливыми, довольными и приобретем пользу.        Коментари