18 фев. 2015 2015-02-18 2016-12-24

Burgas Reporter Ltd.

Поговорим о йоге. Личный опыт.

[caption id="attachment_56613" align="alignleft" width="300"]Ольга Гранкина Ольга Гранкина[/caption] Мой путь в йоге был тернист и извилист. Впервые с йогой Айенгара я - тогда молодая мама - познакомилась 10 лет назад. Посетив одно занятие в местном клубе на «Речнике», я вынесла свой пренебрежительный и дилетантский вердикт – «Это что-то для пенсионеров!» И пошагала дальше по жизни уверенной походкой Достигатора. Прошли годы. В прошлом сезоне, проводя зиму в Гоа, я вернулась к теме йоги и занялась изучением вопроса со всей дотошностью, присущей моей пытливой натуре. Я обошла десяток учителей. От предприимчивых русских юношей до убеленных сединами индусов. Я видела так называемых «черных учителей» и брала частные занятия у мэтров Аштанга-йоги. В многообразии предложений я искала своего учителя и свой стиль, скурпулезно отделяя зерна от плевел. Запрос был сформулирован точно, что, однако, не помешало мне вкусить все «прелести» современного рынка духовности. Для меня было крайне важно, чтобы на занятии уделялось внимание правильной постановке асан. Я была убеждена, что в этом заключена львиная доля успеха каждого начинающего, хотя и осознавала, что индивидуальный подход в зале на 20 человек практически невозможен. Варианты утренних «потягушек» в компании с упомянутыми русскими юношами, гарцующими на своих ковриках во дворах своих домов, меня разочаровали сразу же, так как за удовольствие сие, весьма сомнительное, на мой вкус, юноши брали в среднем по 300 рупий. Фри-стайл на пляже за донейшен так же показался мне неэффективным. И тогда я нашла его! Своего первого учителя Аштанга-йоги! Первое занятие сразило меня наповал. Учитель-индус, творящий невероятное, не сходил со своего места на коврике! Ассистенты-помощники, как минимум четыре, на группу из двадцати человек, за пять дыхательных циклов постановки асаны успевали «обслужить» каждого: передвинуть стопы, раздвинуть пальцы, подтянуть бедра и показать дыхание. Это было то, что нужно! Ну и матчасть, разумеется, я не обошла! Я прочитала в Интернете, что аштанга-йога в основе своей имеет принцип «не йога для человека, а человек для йоги», что означало буквально следующее – если ты не можешь сделать асану сейчас, не следует ее упрощать. Здесь не приветствуется помощь в виде дополнительных приспособлений. Жми, но делай, ибо в преодолении заключается великий смысл йогического пути! И я жала! Жала, как могла! Уже на второй-третей минуте занятия этим, весьма динамическим, и не терпящим возражений стилем, я оказывалась в луже собственного пота. Это радовало меня. С младых ногтей заточенная на преодоление, в этом армейском (как потом выяснилось) направлении йоги, я нашла свою стихию. Я с удовольствием наблюдала как не по неделям, а по дням, стройнеет и подтягивается тело, мышцы приходят в тонус, я наполняюсь силой. Не замечала я только нескольких маленьких моментов…. Я не замечала, как медленно увеличиваются варикозные узлы на моих ножках, как неожиданно стали побаливать колени при сидении по-турецки, и как малодоступны мне вдруг почему-то стали асаны, связанные с прогибами в пояснице (и только тогда я вспомнила о протрузии позвонков, диагностированной 5 лет назад) Вобщем, радость длилась недолго. Скоро я стала смутно догадываться, что что-то идет не так… И появивщиеся внезапно болевые ощущения я наконец увязала с тем, что я скорее всего что-то делаю не так, нежели это «нормальная боль, через которую нужно пройти». Вобщем-то, как раз обнаруженный мной варикозный прогресс решительно положил конец этим занятиям. В это время в Арамболе все только и говорили о йоге! «вы ходите на аштангу? Уууу … но по вам заметно!», «А вы знаете, что на аштанге не просветляются? Просветляются только на хатхе!», «А ты на кундалини ходила? Вау какие там мааааааантры!!!», «Ты пошла на Аенгара? Да ты что! Это же вообще неэффективно! Для пенсионеров!» - не трудно догадаться, что последняя реплика принадлежала вашей покорной слуге. Не секрет так же, что про йогу Аенгара ходит целый ряд мнений от противников, где учителя критикуют, упрекая, что он низвел йогу до уровня физкультуры, удалив из нее духовный аспект. Однако ряд событий, ситуаций и знаков, так или иначе, привел меня в эту точку. И тут на сцене появился ОН! ALEX! Щуплый, сухой, поджарый немец! К слову, женатый на русской (до сих пор с умилением вспоминаю, как он, видя мой посредственный английский, обьяснял, «Берьозка! Андерстенд? Берьооооозка») Он преподавал йогу Аенгара. Отвоевывая у коврика пространство между бедрами буквально по миллиметру, на Аштанге я похерила колени и поясницу, и поняла что, видимо пора признать свое… сами знаете что! )) Итак, я сменила зал на крышу, индуса на немца, волю к победе на кирпичики и ремешки, атлетические, упругие юные тела товарищей по аштанга-йоге на обычное окружение среднего и более старшего возраста с обыкновенными полноватыми иногда рыхлыми формами, амбиции сменила на признание своего тогда еще, как мне казалось, поражения. На первом же занятии Алекс подробно выспросил у меня обо всех моих проблемах. Снабдил меня целым арсеналом приспособлений – кирпичи разных колибров, ремни, одеяла, подушки, веревки для поврежденных коленок, железные стулья и что-то еще. И я снова оказалась на коврике в луже… это пролился горючими слезами айсберг непринятия, гордыни, высокомерия, растопленный любовью и заботой, которыми было окружено мое тело на первом занятии. Я чувствовала, как раскрывается мое сердце, и как я начинаю по-другому смотреть на этих полноватых, престарелых европейцев с радикулитами, на молодых парней-программистов уже покалеченных офисным стилем жизни, а именно гиподинамией, на молодых девчонок с нездоровым объемом бедер. Я видела, с какой заботой и немецкой педантичностью Алекс рассчитывал необходимую высоту конструкции из кирпичиков, подбирая ее, индивидуально для каждого человека. Он запретил мне делать те асаны, которые требуют напряжения в вертикальном положении, усугубляя варикоз, он заменил их на те, которые мне подходят. Мне дали в руки ремень, чтобы я могла аккуратно и медленно вытянуть себя в тех местах, которые на прошлых занятих подвергались физическому давлению ассистента. Алекс внимательно следил за наклоном моей прямой спины и как только видел небольшое скругление, кричал STOP! ONLY STRAIGHT! Да и много чего еще делал Алекс, будучи одним из уникальнейших адептов йоги Аенгара, направленной на мягкое, нежное, деликатное воздействие на тело… Теперь мое тело по миллиметру отвоевывало свое право быть таким, какое оно есть, у моего ненасытного Эго. Я признавала свои ограничения. И позволяла телу проходить их с любовью и нежностью, которою показал мне Алекс. За некоторыми ограничениями пришлось признать право пожизненного присутствия в моем теле и сформировать к ним отношение, как …. Как к родственникам! )) Это был один из самых сильных трансформационных процессов «моей духовности», и произошел он на занятии именно тем стилем йоги, который критики называют бездуховной физкультурой. Аенгар – великий человеколюбец, сделавший йогу доступной каждому! Он развил и культивировал целительский аспект йоги для физического тела и помог миллионам (да!) людей, сделав ее предельно понятной. Подложив под наши попки подушки, намотав на наши стопы ремешки, подставив заботливо кирпичи под наши руки, он дал нам возможность заниматься, развиваться, двигаться вперед с великой любовью, заботой и принятием. Я желаю ему прекрасного перерождения! Ом. автор: Ольга Гранкина Коментари