24 апр. 2014 2014-04-24 2016-12-24

Burgas Reporter Ltd.

Бах Ахмедов: Хорошие стихи – это всегда одновременно бездна и мостик над ней

Bach Бах Ахмедов родился в Ташкенте в 1967 г. Закончил физический факультет и аспирантуру МГУ. Кандидат физико-математических наук. Публиковался в журнале "Звезда Востока", альманахах "ARK" и "Сегодня", в периодических изданиях. Победитель пятого международного фестиваля русской поэзии и культуры "Пушкин в Британии-2007", автор сборника стихов «Молчание шара» /2010/.   БАХ АХМЕДОВ - ЛИРИЧЕСКИЙ ФИЗИК В области физики парит поэзия. И основные законы этой науки начинают звучать минорно. В поэзии кандидата физических наук Баха Ахмедова есть элегантность и утонченность, также как и в физике. Все остальное - любовь. С поэзией Баха Ахмедова я встретилась в одном из российских литературных журналов, и она сразу же затронула ту струну в моей душе, которую я ревниво берегла от посторонних взглядов. Очевидно, колебания интонации моих чувств тогда были на одной частоте с колебаниями чувств в стихах Баха. Довольно грустные, очень нежные и минорные. Но не пессимистические. До боли затрагивающие. Мудрые и в то же время по детски уязвимые. Просто человеческие. Познакомьтесь с лучшим поэтом среди физиков и лучшим физиком среди поэтов - Бахом Ахмедовым.   - Вы физик по образованию. Пишете стихи и прозу. Что вам больше всего нравится, что вам по душе? Как живут вместе наука и поэзия? Помогает ли физика стихам? - Мне в равной степени близки и физика, и литература, хотя моя научная карьера, к сожалению, не сложилась, т.к. я уже давно не занимаюсь физикой. Тем не менее, до сих благодарен судьбе за то, что у меня был шанс провести лучшие годы в стенах физфака МГУ, в среде физиков, чьим своеобразным видением мира я не устаю восхищаться. Во мне никогда не было внутреннего конфликта между физикой и лирикой, физик и лирик во мне не просто не мешают друг другу, но живут в полной любви и согласии. Их многолетней дружбе можно позавидовать! Знание физики и тот факт, что я несколько лет провел среди физиков, является постоянной подпиткой моего творчества, до сих пор снабжая меня новыми идеями и образами. Так что, физика действительно очень помогает написанию стихов. Во всяком случае, у меня это происходит именно так. - В чем состоит мост между физикой и литературой /поэзией/? - Думаю, что я ответил на этот вопрос выше. Могу только добавить, что литература, а точнее, творчество, это тоже исследование. Если физика занимается исследованием и границами нашего познания, то поэзия исследует язык и его границы, а это не менее увлекательный процесс. - Расскажите немножко о себе. - О себе говорить всегда очень трудно. Думаю, что самую важную роль в моей жизни сыгралы те годы, которые я провел в стенах физического факультета МГУ. Наверное, если бы не общение и дружба с физиками, которые оказали на меня огромное влияние, я был бы другим человеком, и писал бы по-другому, если бы вообще писал. У меня есть семья, две дочки 13 и 17 лет. Думаю, что не нужно говорить, что я их очень люблю и горжусь ими. - Откуда к вам приходят стихи? - Это очень непредсказуемый процесс. Идея, а точнее, первый, смутный импульс к написанию стихотворения, может возникнуть из чего угодно, иногда почти на пустом месте. Как правило, это сопровождается каким-то внутренним звуком, ритмом, интонацией, которые пытаются подыскать для себя подходящие слова. Иногда в голове возникает просто какая-то интересная строчка, и пытаешься ее продолжить. Но далеко не все эти импульсы и порывы прорастают и превращаются в стихи. Необходимо еще благоприятное стечение внешних обстоятельств и желание довести процесс до логичного завершения. - У вас много стихов, они опубликованы в Интернете. Есть ли у вас книга на бумаге? Считаете ли, что Интернет «убьет» книжку? - Да, в 2010 году я издал первый, и пока единственный, сборник стихов «Молчание шара». Мне хочется верить, что, несмотря на все свои старания, Интернет все-таки не сможет «убить» традиционные способы чтения. Среди моих знакомых очень много людей, которые, так же, как и я, продолжают оставаться преданными приверженцами бумажных книг, и это вселяет в меня определенный оптимизм. - Ваши стихи в большинством довольно грустные. Считаете ли вы, что грусть – это чувство, которое должно воспевать в стихах? - Нет, вовсе не обязательно. Мне кажется, что просто каждому автору, независимо от того прозаик он, поэт, или драматург, присуща определенная интонация в творчестве. Это как мироощущение, которое, в общем-то, дается человеку Богом от рождения и связано, вероятно, с его характером. И если у поэта часто звучат минорные интонации, то это не означает, что он пессимист по жизни. В конце концов, сам процесс творчества – это огромное счастье и лучшая терапия от любой меланхолии. Поэтому стихи ничего не обязаны воспевать, но желательно, чтобы музыка в них присутствовала. Вообще, если рассуждать о стихах в экзистенциальной системе координат, то хорошие стихи – это всегда одновременно бездна и мостик над ней. - Что вас огорчает? - Сложно сказать, потому что все зависит от периода жизни, от обстоятельств, от внутреннего состояния. Но если попытаться обобщить и сказать кратко, то, наверное, все-таки какое-то тотальное падение общего уровня культуры и засилье пошлости. А еще огорчает, неумение или нежелание людей думать самостоятельно и слышать друг друга. - Ваши стихи очень искренние, личные, берут за душу. А рассказы? Откуда вы берете темы для своих рассказов? - Рассказов у меня очень мало, хотя прозу мне нравится писать больше, чем стихи. Как правило, мне хочется написать какой-то рассказ, если у меня в голове возникает какая-то необычная идея, которая мне кажется интересной, равно как и попытка оформить ее в прозаическом тексте. Конечно, как почти у любого автора, в мои рассказы вплетаются биографические моменты и личные наблюдения, но вымысла все-таки значительно больше. - Когда душа у вас сломана, что помогает вам устоять, выпрямиться? - Отвечу кратко: классическая музыка. - Каким, на ваш взгляд, должно быть настоящее искусство? Что оно должно нести в себе, к чему побуждать? - Мне кажется, что искусство никому ничего не должно, кроме одного: дарить людям эстетическую радость от встречи с ним. Если это происходит, то все остальное становится как бы само собой разумеющимся, в том числе, и побуждения к добру. Но самое главное, искусство не должно быть утилитарным. И еще, наверное, хорошо, когда искусство помогает человеку думать и задавать самому себе серьезные вопросы о смысле своего существования в этом мире. Ответы искусство не дает, или точнее, дает их частным образом, для каждого – отдельно, но вопросы, которые задает настоящее искусство, бывают актуальными для большинства людей, стремящихся к более глубоким уровням понимания жизни. - Какое стихотворение/рассказ вы считаете самым главным, максимально отражающий ваше творчество, вас самого? - Таких стихов несколько и трудно выбрать какое-то одно. Дело в том, что на каждом жизненном этапе разные стихи берут на себя функцию более или менее полного отражения авторского «я». Но если попробовать найти что-то наиболее характерное, может, я бы предложил даже не само стихотворение, а первую его строчку, которая звучит так: «Я и ребенок, и старик». Думаю, что она достаточно точно отражает мое мироощущение. - Сожалеете ли вы о чем-то в вашей жизни? - Наверное, как и каждый живой человек, я тоже о сожалею о каких-то вещах, хотя умом понимаю, что это бессмысленно, потому что прошлого не изменишь. Но если бы это все-таки можно было сделать, то я бы постарался не бросать науку и сохранить ей преданность. - Вы же допускаете, что есть очень много людей, для которых слово, стихи, книжки ничего не значат, ведь сама жизнь намного интереснее… Что вы скажете этим людям? - Я скажу, что они, конечно, правы, но если бы они попробовали включить в свою жизнь книжки, то она стала бы еще интереснее. - Кого вы не допустили бы в свою личную вселенную? - Наверное, я мог бы допустить в нее любого человека, но боюсь, не любому, было бы в ней интересно и комфортно. Один из парадоксов поэзии состоит в том, что поэт в своих стихах всегда до определенной степени обнажается (кто-то больше, кто-то меньше, но обнажение происходит всегда), и как бы выставляет свой внутренний мир, а зачастую и события личной жизни, на всеобщее обозрение. Но при этом, хорошее стихотворение как бы перестает границы личного и становится близким и многим другим людям, которые пережили или переживают состояние, похожее на то, в котором оно, стихотворение, было написано. Таким образом, поэт как бы растворяется во всеобщем, оставаясь при этом собой и сохраняя свой внутренний мир. И тогда обнажение становится лучшим способом самозащиты. - У художников есть разные периоды в их творчестве – синий, розовый, кубический… У вас есть подобные периоды? Какие стихи в настоящий момент отражают современного Баха? - Очень сложно оценивать собственное творчество и делить его на периоды. Думаю, что каких-то резких скачков и смен стиля у меня не было. Но одно могу сказать точно: я стараюсь не терять ощущение ученичества в хорошем смысле этого слова. Например, перечитывая сейчас свои стихи, написанные десять лет назад, я вижу, насколько слабыми и неумелыми они были, и как много в них было ошибок. Но я очень надеюсь, что если я буду перечитывать через несколько лет мои сегодняшние стихи, мое восприятие будет примерно таким же, с той лишь разницей, что может быть, чисто технических ошибок я буду находить в них меньше. Т.е. самое главное, не стоять на месте, пытаться искать новые пути, и не бояться ошибиться в этих поисках. С Бахом Ахмедовым разговаривала Роза Максимова Коментари